«Россия - мои горизонты»
Информационный контент, который содержит ответы на вопросы обучающихся, родителей и педагогов о значимости Единой модели профориентации и курсе внеурочной деятельности «Россия - мои горизонты»
Контент размещен по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/4aO00hk5v_vRUw
Профориентация
Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной. работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник.
Цель профориентационной работы в школе – создание условий для формирования у обучающихся психологической готовности к осознанному и ответственному выбору будущей профессии, соответствующей их способностям и интересам, востребованной на рынке труда.
Задачи профориентации: ·
- формировать положительное отношение к труду;
- учить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- учить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- учить анализировать свои возможности и способности, (формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
- выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Нормативно-правовое обеспечение в области профориентации
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020) (п.3 ст.66; п.1 ст. 75). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Постановление Правительства РФ от 27.08.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». http://base.garant.ru/136694/
- Распоряжение Минпросвещения России от 23.09.2019 N Р-97 “Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». http://kremlin.ru/acts/bank/43027
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы профориентации в школе
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Профориентационная работа в школе
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.
К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Сайты, посвящённые вопросам профориентации.
«Профориентация: кем стать?» - www.ht.ru/prof - сайт Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии», где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о «днях открытых дверей» и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форуме. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. Отдельный раздел составляют описания ВУЗов, профильных школ, подготовительных курсов, а также представлена информация о способах поступления.
«Профессии» - www.ucheba.ru/prof - раздел сайта «Учёба.кз». Здесь представлено более 600 описаний, наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, этот сайт – крупнейший портал, посвящённый обучению и образованию, содержащий информацию о лучших ВУЗах, школах, лицеях, детских садах г. Астаны и других городов Казахстана, об образовании за рубежом, о рейтингах учебных заведений, предложениях от репетиторов.
«Краткий словарь новых профессий» - www.vde.infobus.ru/dictionary.html - это словарь профессий, составленный по материалам периодической печати с учётом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда. Словарь содержит более 70 специальностей.
«Профориентация, образование, занятость» - www.acareer.ru – сайт, на котором содержится большой банк описаний профессий, информация о ВУЗах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
«Электронный музей профессий» - http://profvibor.ru/catalog/video/ - сайт, на котором содержится банк видеофильмов о профессиях, радиопередачи, видеоэкскурсии и профориентационные мультифильмы.
Типичные ошибки в выборе профессии
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА - – это набор методик, помогающих абитуриенту наметить направление дальнейшего образования, исходя из его склонностей, интересов, способностей и качеств личности.
Определиться с профессиональным будущим помогут тесты на профориентацию, составленные квалифицированными специалистами согласно действенным методологическим принципам. На странице этого сайта вы найдете самые разные бесплатные тесты на профессию. А также платные сервисы, которые включают расширенную диагностику и консультацию психолога-эксперта для индивидуального подбора профессий и учебных организаций. Воспользуйтесь функцией автоматического поиска, чтобы подобрать наиболее оптимальный онлайн тест.
Тесты на профориентацию
Образовательные порталы.
«Открытый колледж. Мир знаний» - www.college.ru – образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В проект также входят сайты www.mathematics.ru, www.physics.ru, www.chemistry.ru, www.biology.ru. «Allbest.ru» - www.allbest.ru – поисковая система, online-библиотеки, рефераты, образовательные тесты, иностранные языки. Эффективный рейтинг образовательных, научных и информационный проектов.
Список сайтов, где можно пройти тесты по профориентации и получить информацию по профориентации:
On-line тестирование для школьников можно пройти на сайте Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» в комплексе «ПРОФОРИЕНТАТОР» http://www.proforientator.ru/tests/tests.html
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
ПАМЯТКА
Памятка с разъяснением законодательства об уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с совершением поджогов или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений и иных объектов.
ПАМЯТКА
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних .
БДД- совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых погибли или получили ранения различной степени тяжести дети и подростки в возрасте до 16 лет.
Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, свидетельствует о ежегодном увеличении количества пострадавших и раненых на дорогах России детей и подростков.
Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дорогах заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми.
Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это – переход проезжей части вне установленного для перехода места, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
Следует констатировать, что сегодня нередко приходится наблюдать формальное отношение некоторых образовательных учреждений и общественности к проведению различных мероприятий по безопасности дорожного движения, недостаточную проработку вопросов организационно-методического и материального обеспечения профилактических мероприятий по данному направлению деятельности.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма -целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.
Основными компонентами системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и Министерство образования, науки и инновационной политики);
- образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями «Основ безопасности жизнедеятельности» и методами обучения и воспитания школьников данному предмету;
- учреждения социально-культурной сферы;
- организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.